aif.ru counter
0 111

Ударные - сердце оркестра. Чему научили великие дирижёры?

В академическом симфоническом оркестре Нижегородской филармонии немало «старожилов». Среди них - Валентин Гордеев, концертмейстер группы ударных инструментов, заслуженный артист России.

Больше всего Валентин Гордеев любит литавры, хотя владеет всем арсеналом ударных.
Больше всего Валентин Гордеев любит литавры, хотя владеет всем арсеналом ударных. © / Из личного архива

Заслуженный артист России Валентин Гордеев рассказал «АиФ-НН», как к нему пришло увлечение ударными инструментами. 1 июля концертом в Кремлёвском зале музыкант отметил 70-летие и полувековой юбилей творческой деятельности.

30 ударных для Майи

- Валентин Дмитриевич, вы уже полвека в искусстве. Как вы стали музыкантом?

- Судьбе суждено было распорядиться таким образом, чтобы я выбрал эту профессию. В симфоническом оркестре Горьковской филармонии за вторым пультом в группе виолончелей играл мой отец, Дмитрий Михайлович. Музыкой я «заболел» рано, прошёл все ступени: музыкальную школу, училище, консерваторию. Студентом училища я уже преподавал в музыкальной школе, учил юных пианистов.

- Пианистов? А как же барабаны, литавры?

- Свою роль сыграло моё увлечение ударными инструментами, меня эпизодически приглашали для участия в концертах симфонического оркестра. Израиль Борисович Гусман, выдающийся дирижёр, руководивший в то время в Горьком филармоническим коллективом, как-то привёл мне слова известного венгерского маэстро Артура Никиша, считавшего ударные сердцем оркестра. Разве после такой оценки откажешься от предложения Гусмана покорить литавры?

- Кстати, об ударных. Названия некоторых инструментов просто поражают воображение: маримба, бонги, вибрафон, чокало, тамтам, кротали, вуд-блоки, реко-реко, рототомы.

- Ударные - одни из древнейших в мире. У каждого народа они получили своё название: тамтам, например, пришёл к нам из Африки, а маракасы - из Бразилии. Нижегородцы могли услышать, как звучат ударные, когда наш симфонический оркестр на авторском вечере Родиона Щедрина исполнил его «Кармен-сюиту».

Вы знаете, сколько ударных предусмотрел композитор, создавая аранжировку музыки Бизе? Тридцать! Такой необычный состав особенно эффектно подчеркивает танцевальность музыки, ставшей основой балета с легендарной Майей Плисецкой.

Самба концертмейстера

- Из всей коллекции ударных какому инструменту отдаёте предпочтение?

- Литаврам, хотя как концертмейстер обязан владеть всем арсеналом ударных. Перед каждым концертом я регулирую литавры. Да-да, не удивляйтесь, настраиваю, как настраивают скрипку или фортепиано.

- Вам не откажешь и в артистизме: у вас выразительная мимика и пластика рук, можете выстроить яркую мизансцену. Меломаны запомнили ваш эффектный выход на авансцену с маракасами в руках в бразильской самбе.

- Это диктовала программа «Музыка в джинсах». Исполняя академическую музыку, подобное себе, конечно, не позволишь.

- Какое произведение сольного репертуара вам особенно дорого?

- «Болеро» Равеля. Оно отличается необычностью оркестрового замысла. На фоне подчёркнуто чёткого танцевального ритма у меня почти двадцатиминутное соло на малом барабане, звучащее с использованием крещендо от пианиссимо до фортиссимо. Однажды во Франции по настоянию публики «Болеро» пришлось даже бисировать - случай довольно редкий, если не сказать больше - исключительный.

Высекать огонь

- Вас связывает давнее творческое сотрудничество с народным артистом России Александром Михайловичем Скульским, ныне возглавляющим оркестр: оба пришли в оркестр, когда им руководил Гусман.

- С Александром Михайловичем работаю более сорока лет. С ним было немало творческих побед, открытий в исполнении многих произведений отечественных и зарубежных композиторов.

- Но вы немало играли и с другими дирижёрами.

- Мне посчастливилось выступать с выдающимися мастерами музыкального искусства: Евгением Светлановым, Натаном Рахлиным, Юрием Темиркановым, Марком Эрмлером, Кириллом Кондрашиным, Карлом Элиасбергом, Юрием Симоновым. Общение с ними на репетициях и концертах, советы и замечания становились своеобразным мастер-классом, яркой иллюстрацией слов французского писателя Ромена Роллана о музыке, которая «должна высекать огонь из людских сердец».

- Династия музыкантов Гордеевых получит продолжение?

- Дети, дочь и сын, - юристы, хотя оба любят музыку. Может быть, внуки займутся искусством - их у меня пятеро. Правда, самый старший, Никита, увлекается спортом. Подаёт надежды внучка: она неплохо играет на фортепиано, занимается в музыкальной школе. Самым же главным для себя считаю, что я состоялся в профессии, которой отдал полвека!

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сколько потратят на восстановление кровли Нижегородского кремля?
  2. Почему в Нижнем Новгороде водители автобусов не открывают переднюю дверь?
  3. Кому жаловаться на плохие дороги в селах Нижегородской области?