aif.ru counter
0 714

Дети в изгнании. Как воспитывать ребёнка с диагнозом «аутизм»

Эти люди живут в собственном мире, недоступном для других. Их боятся, прогоняют с детских площадок и кафе, общество не хочет их принимать.

Окружающие боятся общаться с особенными детьми. А ведь малыши хотят дружить.
Окружающие боятся общаться с особенными детьми. А ведь малыши хотят дружить. © / pixabay.com

Ребёнок с аутизмом может родиться в любой семье. Специалисты называют это эпидемией XXI века. Как убедить окружающих воспринимать аутистов как полноправных членов общества, рассказывает Анна Митрофанова, психолог-дефектолог, учитель-логопед.

Гениальность или болезнь?

Мальчик не смотрел на собеседника, всё время опускал глаза, боялся прикосновений. Ребёнок не хотел выходить из квартиры - он чувствовал себя безопасно только в ванной. Девочка была очень тревожной - бурную панику могло вызвать любое действие, не там стоящий стул, взмах руки. И таких историй масса. Дети с аутизмом порой не разговаривают, не идут на контакт, не воспринимают близких.

Аутизм - это нарушение психического развития, с расстройствами речи, моторики, поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Сегодня под ним понимают широкую группу проблем, которые объединяются общим понятием «нарушения развития аутистического спектра». Синдром открыли в 1943 году. Число таких детей постоянно растёт. По данным ВОЗ, один из 160 детей в мире страдает аутизмом. Мальчики - гораздо чаще, чем девочки.

«Причины до конца не изучены. Это и сочетание генетических факторов, и причин, обусловленных внешней средой: экологии, состояния здоровья родителей, течения беременности и родов. Всё это воздействует на мозг ребёнка на ранних этапах и меняет общее развитие и поведение», - констатирует А. Митрофанова.

Дети замкнуты, не интересуются окружающим миром, им сложно влиться в коллектив. Развитие может быть как на уровне тяжёлой умственной отсталости, так и одарённости и даже гениальности в отдельных областях знаний.

«Ребёнок с аутизмом может родиться в любой семье, независимо от уровня образования, социального статуса родителей, достатка. В том, что у ребёнка аутизм, нет ничьей вины, - говорит дефектолог. - Во всём мире людей с аутизмом притесняют, они не получают необходимой помощи и поддержки от государства. Многие ошибочно считают аутизм болезнью, заразным заболеванием, не знают, как себя вести с аутистами».

Вспомните историю с сестрой Натальи Водяновой, которую выгнали из летнего кафе из-за того, что она показалась «не такой». Такие дети - изгнанники, они же странно себя ведут. Но они так хотят дружить!

Не запустите «необычность»

Как вовремя увидеть проблему? По словам Анны Митрофановой, у аутизма много проявлений, его можно заметить и в грудничковом возрасте, но ярче он проявляется после года.

Правда, подчас педиатры и детские психиатры не могут в раннем возрасте распознать аномалию развития из-за того, что не владеют современными методиками. А ведь если запустить «необычность» ребёнка, доверившись советам знакомых или Интернету, можно упустить драгоценное время. Специалисты уверены: если начать коррекцию с полутора лет, к семи годам аутист, вероятно, адаптируется и сможет пойти в общеобразовательную школу. Если ждать, что всё пройдёт само, то аутизм может перерасти в тяжёлое состояние.

«Родителям не нужно впадать в панику. Обязательно обратитесь к нескольким врачам для подтверждения диагноза, пройдите обследования, чтобы оценить особенности развития и состояния нервной системы ребёнка, - советует педагог. - Начните регулярно заниматься с дефектологом по индивидуальной программе. Продумайте, как дополнительно помочь ребёнку - это может быть иппотерапия, кружки (рисование, лепка, моделирование), посещение контактных зоопарков».

Всей семьёй

В реабилитации очень важна поддержка всех членов семьи. Родители семилетнего Саши в «однушке» своими руками создали все условия для мальчика: «сухой бассейн», турник, «живой уголок». Мама договорилась с продавцами в магазине у дома, чтобы помогали. Она научила мальчика говорить слово «сок», протягивать деньги, посмотрев продавцу в глаза и получать сок. Прошло три года. Сегодня мальчик свободно общается в магазине и готовится к школе.

Мама семилетней Даши с аутизмом и задержкой речи выучилась специальной АВА-терапии для занятий с дочкой, а потом стала помогать другим детям с такими же проблемами. Родители установили в квартире спорткомплекс, гамак, стены отделали деревом, это нравится ребёнку. Всё это очень помогло девочке, скоро она пойдёт в школу.

Семилетний Женя живёт в большой и дружной семье. Родители, бабушка и дедушка много с ним занимаются, играют. Мальчик хорошо обучаем, но пока не может говорить.

«Обучение в обычной или коррекционной школе детям с аутизмом и задержкой развития не подходит, им лучше учиться в ресурсном классе общеобразовательного учебного заведения, но в нашем городе такого нет, - констатирует Анна Митрофанова. - Часто дети с аутизмом в детском саду мешают другим, в школе - отстают в учёбе. Педагоги не всегда обучены работать с ними. Таким малышам нужен особый подход, но на это не хватает времени. Часто их переводят на домашнее обучение, ещё больше отгораживая от мира. Они вырастают и не умеют общаться, жить самостоятельно».

Эксперты считают: если бы люди знали об аутизме больше, многих конфликтов удалось бы избежать. В кафе можно уменьшить громкость музыки и яркость освещения, в кинотеатрах - оставить на сеансах включёнными несколько лампочек, в музеях - выбрать часы, когда посетителей немного...

Куда пойти учиться?

Роза Солоницына, консультант департамента образования Нижнего Новгорода:

- С 2013 года в Нижнем внедряют современные технологии для обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционных школах. Это происходит при поддержке международного благотворительного фонда, региональной общественной организации «Верас».

В школе-интернате № 95 Канавинского района открыли сенсорную комнату; в школах № 39 Нижегородского района, № 56 Приокского района, № 86 Московского района, № 92, № 142 Автозаводского района оборудованы кабинеты эрготерапии (методика улучшает двигательные, эмоциональные и когнитивные возможности). Специальные игровые площадки поставили у школ № 142 и № 95. Теперь программа перешла в детсады. Создали ресурсный центр в детсаду № 130 - он первый в России, где получают психолого-педагогическую помощь семьи, воспитывающие детей с этими расстройствами.

Также в проекте участвуют детские сады № 110 и № 17 (Автозавод), № 452 (Московский район), № 226 (Нижегородский район). Уже есть первые положительные результаты. Сегодня по программе обучаются 183 ученика школ и 58 детсадовцев.

Когда обратиться к врачу?

Консультация специалиста нужна, если к одному году ребёнок не лепечет, не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет на прощанье и т.п.), не отзывается на собственное имя, плохо устанавливает зрительный контакт с окружающими людьми, не улыбается другим людям.

К одному году четырём месяцам вас должно встревожить, что малыш не говорит отдельных слов, к двум годам - не произносит фразы из двух слов, не может объяснить, чего он хочет, не следует никаким указаниям взрослых.

К доктору надо идти в любом возрасте, если происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

Смотрите также:


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сколько потратят на восстановление кровли Нижегородского кремля?
  2. Почему в Нижнем Новгороде водители автобусов не открывают переднюю дверь?
  3. Кому жаловаться на плохие дороги в селах Нижегородской области?