Галина МУБАРАКШИНА 0 90

Нижегородский художник создает произведения искусства из мусора

В Нижнем Новгороде есть человек, превращающий банки, гнутые железяки, проволоку и битое стекло в настоящие

Фото: из личного архива А. Федина
Фото: из личного архива А. Федина

 Нижний Новгород, 17 октября - АиФ-НН. Только за три месяца в Нижнем были ликвидированы 512 стихийных свалок, с которых вывезено 92 000 кубометров мусора. Между тем в Нижнем Новгороде художник создает из мусора художественные экспонаты.

А ещё у него, члена Союза дизайнеров России Александра Федина - бесценный опыт работы в советской рекламе, в том числе на московской Олимпиаде. 

Рекламный конвейер

- Александр Григорьевич, мусора на наших улицах много, но почему-то только вы увидели в нём потенциальные объекты искусства…

- Я начал создавать скульптуру, картины из мусора, когда устал доказывать, что владение компьютером и фотошопом ещё не делает тебя художником. В 2000-е появилось много молодёжи, которая могла что-то скомпилировать в компьютерной программе, но не создать в реальности. 

Мусор как материал я использовал в качестве примера. Хотя могу работать и с металлом, деревом, пластиком… На вид рыба из проволоки и старых ключей выглядит просто. А сделать такую новым «дизайнерам» почему-то оказывается не под силу.

- В советские годы, когда вы сами были молоды, реклама была иной?

- Тогда потребность в художниках была высокой: при каждой организации был отдел наглядной агитации и пропаганды, даже в колхозе. В то время нельзя было вступить в творческий Союз художников, а найти работу и на ней прокормиться - вполне реально. 

Я долгое время был художником-оформителем на комбинате торговой рекламы и многому там научился. Мы создавали интерьеры всех магазинов, оформляли витрины по всему Союзу. На эти цели в бюджете каждого магазина было заложено 10%.

- Но тогда не было не только компьютеров, но и материалов, из которых сегодня делают вывески, афиши, оформляют интерьеры.

- Действительно, к нам предъявляли высокие требования, и соответствующим был темп работы. Художники в короткие сроки разрабатывали упаковку, фирменный знак, вывески, фирменную бумагу, ценники, визитки и так далее. Для ресторанов даже делали муляжи, чтобы учить сервировать стол. Это было серьёзное производство, где было всё, начиная с муляжей и заканчивая мебелью. Но никаких готовых материалов!

Искусство диктует

Фото: из личного архива А. Федина

 - Как же тогда возникало это обилие форм, цветов, стилей?

- Сидели и придумывали, что и как делать из того, что имелось на складе. Было мало денег и технических возможностей. Всё делалось кустарно и вручную. Как, к примеру, изготавливались огромные снежинки, которые на растяжках вешали зимой на Большой Покровской? Из большого листа пенопласта выпиливали одну снежинку, которую потом на станке распускали на 100 штук, тонких, как папиросная бумага. И так - 100 раз, чтобы получить 10 000 снежинок. 

Когда-то у манекенов была только одна поза. Если пластмассового человека надо было поставить или посадить по-другому, его распиливали, заново клеили руки как надо… 

- Вы участвовали в подготовке городов СССР к крупным мероприятиям, в том числе к Олимпиаде 1980 года...

- Мы работали из Горького. Заказы на объекты (к примеру, на огромных медведей), поступали из разных городов, принимавших Олимпиаду. Мы, как швеи, делающие форму для олимпийцев, не знали, что и куда пойдёт. Примечательно, что перед тем, как оформить город к какому-то празднику, в обязательном порядке проводился худсовет (с членами Совета художников, архитектором города). Там обсуждались проекты оформления. Тогда худсовет диктовал заказчику, а не наоборот.

- При такой-то бедноте была конкуренция?

- Да, и очень высокая. Каждый год, к примеру, проводились международные, всесоюзные, всероссийские конкурсы витрин. Едешь на конкурс - дают три дня и пустую витринную коробку. За этот срок нужно было создать образ на заданную тему. Когда в Москве проводился день города, дали Тверскую. На 100 коллективов - 100 витрин. Тематика: спорт, грампластинки, канцтовары… Умеешь - дерзай!

- Скучаете по тем временам?

- Да, из-за острого ощущения невостребованности, которое есть сейчас. Тогда заказы шли потоком, и нужен был высокий профессионализм, чтобы работать качественно в больших объёмах каждый день. Сегодня чеканим, завтра - режем из дерева, послезавтра - создаём объёмные фигуры из пенопласта, потом - имитацию витража… Надо было уметь делать всё.

Фото: из личного архива А. Федина

 Бездомные чудеса

- Где размещаются ваши чудесные арт-объекты - рыбы из железных банок, бабочки из бутылочного стекла, собака из гвоздей, украшенные живописью стулья?

- Часть «выставляется» на даче, часть (благодаря тому, что это можно подвесить) - находится в мастерской моей дочери. У меня теперь своего помещения нет, а потому в пространстве я весьма ограничен. 

С выставочными площадями, к сожалению, такая же проблема: в моём Автозаводском районе нет выставочных площадок, приспособленных не только для картин, но и для объёмных объектов.

- Как подыскиваете материал для своих работ?

- Стоит кинуть клич - всё тут же приносят друзья и знакомые. Ведь мусора-то у всех полно: старых ключей, монет, гвоздей. Однажды знакомый часовщик принёс мне целое ведро часовых механизмов: пружин, шестерёнок… Из них получилась картина с золотой бабочкой. Буквы из пластика стали «чешуёй» рыбы на другой картине. Есть цыплёнок, сделанный из сломанного детского велосипеда. Есть козёл, у которого морда из электрического чайника. Это просто.

- У вас есть ученики?

- К сожалению, нет, хотя я многим могу поделиться. И нет площадки, помещения, где бы можно было заниматься. У меня много знаний, которые я не могу передать. А у молодёжи много желания, но нет навыков, чтобы свои идеи воплотить…


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Какие автобусы «переедут» на транспортно-пересадочный узел «Канавинский»?
  2. Какие постановки покажут в феврале в нижегородском театре оперы и балета?
  3. Куда сообщать о замерзающих на озерах птицах?