Куда катятся наши лифты? Лифтовый парк региона уже должен быть «на пенсии»

Ростехнадзор объявил, что в Нижегородской области почти половина всех лифтов давно пережили срок своей эксплуатации. Но ведь многие из них продолжают использоваться. Разве это вообще возможно - взять и заменить все устаревшие лифты одним махом?

Уже 3,5 тыс. лифтов в Нижегородской области требуют замены. А без них в многоэтажках не обойтись!
Уже 3,5 тыс. лифтов в Нижегородской области требуют замены. А без них в многоэтажках не обойтись! © / Василий Александров / АиФ

В апреле 2015 г. прокуратура потребовала закрыть 71 лифт в Ленинском районе Нижнего за потенциальную опасность. Всего же в городе таких «опасных» лифтов - 3,5 тыс.

Вам вниз или вниз?

Данные по масштабам бедствия хоть и рознятся от ведомства к ведомству, но общую картину описывают одинаково. В Нижегородской области, по данным Волжско-Окского управления Ростехнадзора, насчитывается более 9 тыс. лифтов, львиная их доля - около 7 тыс. - в Нижнем Новгороде. При этом процент износа парка составляет 48%.

Старение лифтового оборудования - часть общего тренда в жилищном фонде, многоквартирные дома массовой застройки 1960-1970 годов сами по себе уже исчерпали предел прочности. А срок официальной «жизни» лифта и того меньше. По вступившему в 2013 г. техрегламенту Таможенного союза «Безопасность лифтов», срок эксплуатации подъёмника - 25 лет. Это ограничение и обнаружило такое огромное количество «потенциально опасных» лифтов. Причём не только в Нижегородской области, а по всей России. Так, по данным Минстроя РФ, которые ещё в 2014 г. привёл глава министерства Михаил Мень, в стране требуют замены около 140 тыс. лифтов. Если учесть, что стоимость составляет от 1,2 млн руб. за пассажирский до 2 млн руб. за грузовой лифт (и это только экономкласс!), то затраты на подобную программу составили бы сотни миллиардов рублей.

В одном только Нижнем замена лифтового парка обойдётся в 3 млрд руб., причём это по досанкционным ценам. В условиях, когда бюджеты на всех уровнях старательно поджимаются, не стоит надеяться, что деньги на лифты в казне найдутся в нужном объёме.

В 2012 г. Нижний разработал муниципальную пятилетнюю программу по замене и модернизации лифтового оборудования, однако правительство региона в софинансировании отказало, так что городу осталось лишь развести руками. До 2015 г. на эти цели худо-бедно выделялись средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, они позволяли привести в порядок хотя бы около сотни лифтов в год.

Но теперь эти работы включены в региональную программу капитального ремонта - и таким образом финансирование оказалось на плечах граждан. Те самые пресловутые 6,3 руб. с кв. м - много ли лифтов можно на них заменить? А если граждане и вовсе стоят перед выбором - лифт или крыша?

Но ведь ездят!

Что делать с отслужившими своё лифтами? Закрыть все - нереально, замена им подоспеет ещё не скоро. Тем более что сами специалисты уверены: при бережном отношении и регулярных проверках лифт способен исправно работать гораздо дольше положенных 25 лет.

«Примеры хорошего содержания можно найти на многих предприятиях, которые изначально серьёзно относятся к своей собственности, - уверен Алексей Михалёв, сотрудник одной из обслуживающих лифтовых компаний. - В области есть оборудование, которое служит уже 50-60 лет и полностью исправно».

Закон не обязывает отказаться от лифта исключительно в силу его возраста. Весь вопрос - в безопасности. По уже упомянутому техрегламенту ТС, лифты каждый год должны проходить техническое освидетельствование, а лифты-«пенсионеры» - и вовсе полноценно обследоваться специализированными организациями. Именно за это была наказана управляющая компания в Ленинском районе - 71 лифт в многоквартирных домах, по данным ведомства, не проходил должного обслуживания, что делало их потенциально опасными для жизни. Как заверили нас коммунальщики, лифты были в нормальном рабочем состоянии. Факт остаётся фактом: жители домов приблизительно на полгода остались без лифтов.

Впрочем, от технических накладок не застрахованы и новые лифты.

«Когда мы только начали жить в новостройке, я испугалась первой поездки в лифте, - признаётся Анна Лебедева, жительница Нижегородского района Нижнего Новгорода. - Он так громыхал и буквально ходуном ходил под ногами, когда мы ехали! Застройщик сказал, что это просто отладка - мол, со временем лифт «раскатается», и всё будет нормально. Не знаю, я с тех пор по возможности хожу пешком по лестнице».

«В новостройках с лифтами другая проблема, - уверена Надежда Рогова, много лет проработавшая лифтёром-обходчиком. - Их часто губят сами жильцы. Загружают под завязку строительными материалами, мебелью, коробками при переезде и отправляют наверх, где груз ловят помощники. Правила пользования лифтами нарушают во время праздников - в Новый год, например, в кабине застрявшего лифта легко можно обнаружить 10-12 человек. Как они туда только умещаются?!»

Достаётся лифтам и по-другому - в них рисуют, палят кнопки, ломают обшивку, справляют, пардон, нужду. Отдельную ценность для любителей сбора цветмета представляют катушки тормоза ещё советских лифтов. В 2011 году полиция задержала нижегородца, виновного в разорении 43 лифтов (!) буквально по всему городу, причём судимость за подобные кражи была у него далеко не первая.

Учитывая отсутствие полноценных государственных программ по замене лифтового оборудования с одной стороны и небрежность самих граждан с другой, все мы рискуем в скором времени перейти на пешие прогулки по высоткам.

Кстати
Даже если в стране внезапно отыщутся деньги на замену всего лифтового парка, то не факт, что у государства это получится. Новых лифтов может не хватить! По информации независимой аналитической компании Alto Consulting Group, проводившей исследование рынка, за 2014 г. в России было произведено всего 24,5 тыс. лифтов. Получается, всем лифтостроительным и сборочным заводам придётся работать лет шесть, чтобы обеспечить страну новыми лифтами. К тому времени устареют остальные, да и новостройкам лифтов бы хотелось…

Официально

Сергей Синицин, директор департамента жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода:

«Без привлечения бюджетных средств решить вопрос с лифтами невозможно. В Нижнем Новгороде около 2 тыс. многоквартирных домов оборудовано 6881 лифтом. Половина из них требует замены. Эксплуатация аварийных лифтов не допускается, так что необходимо не доводить их до подобного состояния.

В зависимости от типа лифтового оборудования стоимость его обслуживания - в пределах 3 руб. за кв. м. Обслуживание и ремонт осуществляют специализированные лифтовые предприятия по договору с управляющими компаниями и ТСЖ. Требования при эксплуатации следующие: проведение осмотров, техническое обслуживание и ремонт лифтов в соответствии с прилагаемой документацией по эксплуатации, а также оценки соответствия их техническому регламенту «О безопасности лифтов».

Не успеют за износом

Евгений Зосимов, начальник отдела общепромышленного и государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора:

«Больше всего устаревших лифтов - в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. Правда, тут стоит учесть и площадь самого большого в городе района, и количество многоквартирных домов. В Автозаводском районе, в принципе, эксплуатируется самое большое количество лифтов - около 1700, и более 800 из них отработали назначенные сроки службы. Далее идёт Нижегородский район, где из более чем 1200 лифтов отработали назначенные сроки около 550. Наиболее «молодой» парк - в Арзамасе и Сарове, где средний процент износа составляет около 40. Региональная программа замены лифтов в рамках капитального ремонта проблему точно не решит. К началу 2015 года в регионе требуют замены более 3,5 тыс. лифтов. А предполагаемый объём работ по этому направлению на 2014-2016 годы предполагает замену 98 единиц.

Так что темпы замены оборудования никак не соответствуют темпам старения лифтового парка».

Лифтам нужны лифтёры

Ещё одна сторона проблемы - человеческий фактор.

«90% поломок лифтового оборудования вызваны неправильным обращением с ними граждан, - уверен Сергей Иванов, электромеханик в Автозаводском районе Нижнего Новгорода. - Правила пользования висят в каждой кабине, но на них ведь никто не обращает внимания! Кроме того, в последние годы сильно увеличилась нагрузка на самих лифтёров. После отмены ставок обходчика обслуживание лифтов полностью лежит на механиках. И ремонт, и обследование, и открытие застрявшего лифта - всё!

При этом уровень зарплат оставляет желать лучшего. Лет 15 назад, когда я только пришёл на работу, коллеги обслуживали в среднем по 10-15 лифтов на человека и при этом получали достойную зарплату. Сегодня ситуация совсем иная. Хочешь нормально зарабатывать - приходится брать дополнительную нагрузку. В среднем получается, что один лифтёр-механик обслуживает - или пытается обслуживать - сразу 60-70 лифтов. Выхода из такой ситуации всего два: менять оборудование на более надёжное или поднимать зарплаты лифтёрам, чтобы привлечь достаточное число специалистов».

Там все равны

В феврале заложником остановившегося лифта стал Андрей Чибис, заместитель министра строительства и ЖКХ России. Конфуз произошёл в Симферополе, где чиновник инспектировал жилые дома, как раз прошедшие реконструкцию и капитальный ремонт. Вместе с чиновником в новом лифте застряли его коллега Алексей Бочаров, первый замминистра ЖКХ Республики Крым и сами сотрудники лифтовой компании. Специалисты, разумеется, устранили неполадку на месте и сослались на сработавшую систему безопасности. Ирония судьбы или карма?

Информации о застрявших нижегородских «коммунальных» чиновниках у нас пока нет. Может, это заставило бы их задуматься о системной проблеме?


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Какие автобусы «переедут» на транспортно-пересадочный узел «Канавинский»?
  2. Какие постановки покажут в феврале в нижегородском театре оперы и балета?
  3. Куда сообщать о замерзающих на озерах птицах?