aif.ru counter
Евгения Матвеева 0 108

Крылатые корабли. Без каких изобретений нельзя представить современность

Россия на научной карте всегда была знаковым местом. Какие разработки отечественных специалистов вошли в историю научно-технического прогресса?

В 1943 году с испытаний в  сормовском затоне началась эра судов на подводных крыльях.
В 1943 году с испытаний в сормовском затоне началась эра судов на подводных крыльях. © / Public Domain

Без некоторых изобретений, сделанных в России, уже невозможно представить современную жизнь. Пять лучших - в обзоре «АиФ-НН».

Первый теплоход в мире

В конце XIX века в свет вышла книга Рудольфа Дизеля, где тот описывал изобретённый им новый тип двигателя внутреннего сгорания. Вскоре в честь создателя двигатель стали называть дизелем.

Разработкой заинтересовался Людвиг Нобель и рассказал о ней свои братьям. В 1898 году Нобели приобрели патент на 20-сильный дизельный двигатель. Инженеры фирмы Нобелей к 1902 году разработали двигатели, пригодные к использованию на судах.

Воплотить научную идею в жизнь доверили умельцам Сормовского завода в Нижнем Новгороде. Нобелям в России принадлежало «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» - сокращённо «Бранобель». Эта фирма и заказала к воплощению в Нижнем Новгороде три теплохода - «Вандал», «Сармат» и «Скиф». На них собирались возить нефть из Рыбинска в Санкт-Петербург.

Первым построили «Вандал». В 1903 году корпус судна отбуксировали в Санкт-Петербург, где на него установили двигатели. «Вандал» брал на борт до 820 т груза и развивал скорость в 13 км/ч.

Благодаря первому удачному опыту в России стало развиваться теплоходостроение. Уже к 1914 году в стране построили более 200 теплоходов, тогда как в остальном мире только мечтали об их строительстве.

Радио

Конечно, говорить, что в Нижнем Новгороде было изобретено это чудо технической мысли, было бы слишком смело, однако все предпосылки для этого есть. Изобретатель радио, физик и электротехник Александр Попов с 1889 по 1898 год заведовал главной электростанцией Нижегородской ярмарки. Здесь Попов продолжал изучать природу электромагнитных колебаний.

25 апреля (7 мая по новому стилю) 1895 года на заседании физического отделения Русского физико-химического общества Александр Попов рассказал о схеме работы прибора «для обнаруживания и регистрирования электрических колебаний». Год спустя он продемонстрировал коллегам, как работает радио, и показал все возможности телеграфии без проводов.

Начало массового радиовещания в СССР тоже связано с нашим городом. 28 февраля 1919 года из Нижегородской радиолаборатории на приёмную станцию, находившуюся в 4 км, впервые в стране понеслись не сигналы морзянки, а человеческий голос: «Алло! Алло! Говорит Нижегородская радиолаборатория». Год спустя прошёл первый сеанс голосовой радиосвязи Нижнего Новгорода и Москвы. Сегодня мы бы назвали его радиопередачей, которая легла в основу начала широкого радиовещания в нашей стране.

Кстати, для нужд Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года в городе провели три линии электрического трамвая. Нижегородский трамвай иногда называют первым в России. Но если быть исторически точными, первый электрический трамвай в Российской империи начал действовать в Киеве в 1892-м.

Судовая радио-приёмная станция А. С. Попова образца 1901 года.
Судовая радио-приёмная станция А. С. Попова образца 1901 года. Фото: Commons.wikimedia.org/ Stanislav Kozlovskiy

Суда на подводных крыльях

1 октября 1941 года учащийся кораблестроительного факультета Горьковского индустриального института им. Жданова Ростислав Алексеев защитил диплом на тему «Глиссер на подводных крыльях» и получил звание инженера-кораблестроителя. Сразу после защиты Алексеев направил рапорт и проект быстроходного судна - истребителя подводных лодок наркому ВМФ СССР Николаю Кузнецову. Алексеев рассчитывал, что ему разрешат начать воплощать идею. Но из наркомата ответили: конструкция якобы обречена на неудачу. Разработок по судам на подводных крыльях в СССР и в мире в то время было очень мало, экспериментальная часть чаще всего заканчивалась полным провалом.

Но смелой научной разработкой вскоре заинтересовалось руководство завода «Красное Сормово», куда талантливого выпускника направляют контрольным мастером выпуска танков Т-34. Алексееву разрешают после работы по два-три часа заниматься разработкой катера на базе КБ предприятия.

Результаты впечатлили начальство. В начале 1943 года при заводе организуют «Гидролабораторию» под руководством Алексеева. Лаборатория состояла из технической базы - избушки на понтонах в затоне Сормовского завода - и единственного помощника - ученика слесаря. Но уже через несколько месяцев первый катер на подводных крыльях выходит на испытания. При массе 0,9 т и мощности двигателя 25 л. с. он достигает скорости в 30 км/ч. Так начинается эра военных и пассажирских судов на подводных крыльях в нашей стране.

Гиротрон

Гиротрон - электровакуумный СВЧ-генератор на циклотронном резонансе. В основе его работы - эффект вынужденного излучения свободных электронов, помещённых во внешнее магнитное поле и вращающихся с циклотронной частотой, равной частоте излучения.

Такую сложную разработку воплотили в жизнь учёные Нижегородского радиофизического института (НИРФИ) в середине 1960-х годов под руководством выдающегося физика Андрея Гапонова-Грехова. Конечно, исследователи опирались на работы иностранных предшественников, создавших другие СВЧ-устройства: магнетрон, симплтрон, страфотрон. Но именно гиротрон создан в Горьком. За это устройство группа радиофизиков получила Госпремию. Гиротроны нашли применение в работах по созданию термоядерных реакторов и в слежении за космическими объектами.

Кстати, в 1960-х годах в США приостановили экспериментальные работы по созданию приборов гиротронного типа. Там не увидели для них перспектив. Прозрение пришло в 1974 году, когда впервые были обнародованы ранее засекреченные разработки горьковских учёных. После этого не только в США, но и в Германии, и в Японии работы по гиротронной тематике пошли активно. Сегодня отечественный лидер в разработке и производстве гиротронов - Институт прикладной физики РАН (ИПФРАН). Качество установок высоко: Россия поставит 30% гиротронов для электронно-циклотронной системы проекта международного экспериментального термоядерного реактора ИТЭР.

Первая атомная бомба в СССР

Первую советскую атомную бомбу испытали не в нашем регионе, но разработали её в Арзамасе-16 (сегодня - Саров). После американской бомбардировки Хиросимы и Нагасаки советские учёные получили распоряжение властей создать оружие массового поражения с использованием ядерной энергии. За дело взялись в КБ-11 (сегодня - Российский федеральный ядерный центр - ВНИИЭФ) под руководством академиков Юлия Харитона и Игоря Курчатова. Конечно, к работе подключились Академия наук СССР, НИИ, КБ, оборонные заводы.

Чтобы избежать явных ошибок, решили не изобретать ноу-хау, а отталкиваться от уже опробованного американцами прототипа оружия, хотя баллистический корпус и электронная начинка атомной бомбы были советской разработки.

Первая отечественная атомная бомба в документах обозначалась как РДС-1 - «Реактивный двигатель специальный». В народе аббревиатуру расшифровывали более лирично - «Родина делает сама» или «Реактивный двигатель Сталина».

Успешное испытание первой советской атомной бомбы провели в 7 часов 29 августа 1949 года на полигоне в Семипалатинской области Казахской ССР. Говорят, после первого удачного испытания руководитель атомного проекта СССР Лаврентий Берия поцеловав Юлия Харитона в лоб и сказал: «Вы не представляете, какое было бы несчастье, если бы она не сработала».

Образцы атомных бомб в музее РФЯЦ-ВНИИЭФ.
Образцы атомных бомб в музее РФЯЦ-ВНИИЭФ. Фото: Из архива РФЯЦ-ВНИИЭФ

Где наше место?

Артём Коржиманов, кандидат физико-математических наук, популяризатор науки:

«Безусловно, наш регион занимает достойное место в научном мире. Более того, в некоторых узкоспециализированных направлениях у нас лидирующие позиции. В первую очередь речь идёт о гиротронах и сверхмощных лазерах. На мой взгляд, таких успехов удалось достичь за счёт хорошей научной школы, существовавшей здесь в советские годы, и благодаря налаженной сейчас преемственности поколений. Во многих школах региона есть физико-математические классы, научно-исследовательские институты приглашают к себе на практику талантливых студентов. Перспективы развития научных исследований в Нижнем Новгороде и том же Сарове хорошие. Сегодня государство заинтересовано в продолжении финансирования проектов, которые реализуют наши учёные».


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сколько потратят на восстановление кровли Нижегородского кремля?
  2. Почему в Нижнем Новгороде водители автобусов не открывают переднюю дверь?
  3. Кому жаловаться на плохие дороги в селах Нижегородской области?