aif.ru counter
Злата Медушевская 0 42

«Парус-крыло» и «Экобот». Как творчество юных изобретателей развивает науку

Юнги Нижегородского детского речного пароходства завоевали две золотые медали и Гран-при на международной выставке юных изобретателей Inernational YoungInventors Award IYIA - 2018 в Индонезии.

Ребята сделали «солнечные» лодки своими руками и уверено повели их к победе.
Ребята сделали «солнечные» лодки своими руками и уверено повели их к победе. © / ндрп.рф

Даже в век компьютерных технологий многие мальчишки грезят о далёких морях и реках, куда их понесут по волнам суда под алыми парусами. Поддержать романтический настрой ребят и направить его в конструктивное русло, пожалуй, главная цель Центра малого судостроения, судомоделирования и робототехники при Нижегородском детском речном пароходстве.

Если вам интересно

Центр малого судостроения, судомоделирования и робототехники находится на первом этаже в обычном жилом доме. Зато около Стрелки: место слияния великих рек Оки и Волги - знаковое для всех речников.

Несколько комнат центра чем-то напоминают столярную мастерскую. Для ребят техническое творчество начинается с элементарных вещей: из пластика они выпиливают контурную модель крейсера.

«Из 40 человек, которые приходят на первые занятия, потом остаётся примерно половина, - говорит педагог дополнительного образования Детского речного пароходства Юрий Исаев. - Но тех, кто остался, сюда влечёт настоящий интерес: из-под палки никто не ходит. Главное не нагружать детей сразу конструкторскими задачками, а заинтересовать. Начинать общение со слов: «Давайте подумаем - а как это можно сделать?» Сегодня мы занялись робототехникой, на грантовые средства закупили 3D-принтер и 3D-фрезерный станок. Работать с таким оборудованием, конечно, интереснее, чем выпиливать что-то вручную».

Юрию Исаеву есть о чём рассказать юным воспитанникам. Сам он занимался в тогда ещё Горьковском детском речном пароходстве, потом работал на флоте вторым помощником капитана. Выйдя на пенсию, решил передать уникальные знания тем, кто только мечтает о далёких реках и морях. Бывает, сложный рассказ об устройстве судна бывший моряк разбавит интересной историей, как жители Крайнего Севера обтягивают лодки шкурами моржей и с успехом ловят на таких устройствах рыбу. Всё это педагог видел своими глазами.

Новые проекты создаёт команда единомышленников.
Новые проекты создаёт команда единомышленников. Фото: АиФ-Нижний Новгород/ Злата Медушевская

Солнце - в дело

Более серьёзные проекты ребята - в Детском речном пароходстве их зовут юнгами - делают под руководством педагогов. Как правило, собирается команда единомышленников, которым пришлась по вкусу некая идея взрослых наставников.

Юрий Исаев курировал один из самых успешных проектов центра - судостроение «солнечных» лодок. Суда работают на моторе, электричество для которого вырабатывают солнечные батареи, - они стоят на бортах.

Началось всё с того, что Национальный центр инженерных конкурсов и соревнований выделил Нижегородскому детскому речному пароходству набор для строительства «солнечных» лодок - фанеру, материалы, электродвигатель, аккумулятор и солнечные батареи. Ребята взялись за сложный проект и смогли попробовать себя и в роли инженеров-проектировщиков, и дизайнеров, и конструкторов, и даже стать пилотами маломерного судна.

Готовые лодки должны были отправиться на «Солнечную регату-2018» - международные инженерные соревнования, где команды-участники демонстрируют возможности плавательных средств на солнечных батареях, разработанных и построенных собственными силами. Нижегородские юнги соревновались в скорости, маневренности и выносливости экологически чистых лодок в Москве, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Грозном и даже в Германии. В конце ноября по итогам соревнований переходящий кубок международных инженерных соревнований «Солнечная регата» для школьников вручили нижегородской команде.

«Конечно, возможность поездок на соревнования в разные города, а то и страны, - хороший стимул для ребят, - продолжает Юрий Исаев. - Но это точно не самоцель. Главное - сам процесс строительства судна, возможность учиться новому и расти в техническом творчестве. Уверен: большинство наших талантливых учеников станут конструкторами, хотя сейчас многие мечтают управлять пассажирским лайнером и в белом кителе капитана встретить однажды свою прекрасную Ассоль».

Лодка-дельфин

Нижегородские юнги Дмитрий Тараканов и Дмитрий Антонов недавно вернулись из Индии. В составе российской команды школьников они презентовали свои проекты на Международной выставке юных изобретателей в Дели. Дима Антонов привёз в Нижний Новгород серебряную медаль за проект исследовательского судна «Морской глаз».

«С детства увлекался разными конструкторами, - признаётся Дима. - В основном это были самолётики, но и к морской тематике я был неравнодушен, так что в центре мне заниматься действительно интересно. Здорово, что можно ездить и рассказывать о своих проектах в разные страны, знакомиться с представителями других культур. Беспилотник «Морской глаз» предназначен для экологического мониторинга прибрежных зон: гаваней, портов, заливов. Он способен при помощи видеокамеры фиксировать загрязнения и передавать информацию о них на сушу».

Дима Антонов говорит, что хочет поступать в нижегородский политех и связать жизнь с робототехникой. Пока его самая смелая мечта - создать миниатюрную подводную лодку в виде дельфина. При помощи специальных ультразвуковых волн она сможет отпугивать от прибрежной зоны акул.

Юнга Дмитрий Тараканов на Международной выставке юных изобретателей в Индии получил «Специальный приз» от министерства образования Таиланда. Экспертов заинтересовал его проект «Пассажирское судно на солнечных батареях». Это тоже беспилотник, способный не нанося вреда природе приносить пользу людям.

«Я буквально влюбился в море в четвёртом классе, - рассказывает Дмитрий. - Просто наваждение какое-то было! И вдруг в школу приходят педагоги из детского речного пароходства, зовут заниматься в своих кружках. Наверное, это был знак судьбы. В будущем я хотел бы стать штурманом корабля, хотя, может, и на судостроителя пойду. В любом случае свяжу жизнь с водной стихией».

Кстати, ребята уверены: будущее - за экологической тематикой, которой посвящены их проекты. Пусть сегодня те же суда на солнечных батареях не развивают огромных скоростей, но научная мысль идёт вперёд, притом что нагрузка на окружающую среду только растёт.

Проект судна «Парус-крыло».
Проект судна «Парус-крыло». Фото: ндрп.рф

В сентябре юнги Нижегородского детского речного пароходства Александр Дудков и Владимир Крупа завоевали две золотые медали и Гран-при на международной выставке юных изобретателей Inernational YoungInventors Award IYIA - 2018 в Индонезии.

Жюри отметило сразу два проекта нижегородцев - «Парус-крыло» (роботизированное энергоэффективное беспилотное судно с навигационной системой для дальнего мониторинга) и «Экобот» (беспилотный сборщик мусора на водной поверхности).

Всего на индонезийский остров Бали привезли работы 300 юных инженеров со всего мира, в том числе 17 - из России. Команда российских школьников вернулась на родину с 12 золотыми и 5 серебряными медалями.


Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий

Самое интересное в регионах

Актуальные вопросы

  1. Сколько потратят на восстановление кровли Нижегородского кремля?
  2. Почему в Нижнем Новгороде водители автобусов не открывают переднюю дверь?
  3. Кому жаловаться на плохие дороги в селах Нижегородской области?